Командир бригады
Евгений Александрович Скворцов
Перед тем, как стать командиром 170
бригады противолодочных кораблей, Е.А. Скворцов командовал крейсером проекта
68бис. Несмотря на «артиллерийское» прошлое, Скворцов был одним из самых
грамотных противолодочников.
Евгений Александрович был одним из тех
немногих командиров, который умел предвидеть и думать за противника, не
находясь в плену догм тактических руководств. Его решения всегда отличались
оригинальностью. После того, как «Киев» сорвало с бочки и он сел на мель в губе
Окольная, западные «голоса» тут же раструбили, что первый русский авианосец
«кончился». Скворцову поставили задачу «шумнуть», чтобы опровергнуть лживую
пропаганду. С поставленной задачей 170 бригада справилась блестяще. «Киев» и
два корабля охранения так прошли в Норвежское море, изображая гражданские суда,
что НАТО и не дернулось. Только уже южнее островов Вестеролен случайный «Орион»
наткнулся на наш отряд – и тут эфир взорвался. Как же так, целый отряд с
авианосцем прошел под берегом, а его никто не заметил! После этого облеты
кораблей отряда продолжались непрерывно. Но и с «Киева» самолеты тоже
поупражнялись, дали острастку – «не балуй»!
В декабре 1978 года отряд в составе
«Киева», «Смышленого» и «Адмирала Юмашева» под командованием Скворцова пошел на
боевую службу в Средиземное море. В Бискайском заливе попали в 9-балльный
шторм, высота волн достигала 14 метров. На «Киеве» в «острове» образовалась
трещина, «Смышленый» из волн выступал только надстройками. Следящий за отрядом
французский эсминец не выдержал и сбежал, а наши корабли прошли. В период БС
американцы опасались «Киева», его ракетного комплекса. В Тирренском море отряд
под командованием Скворцова «зажал» авианосную ударную группу 6 флота США так,
что «Нимиц» выскочил проливом Бонифачо (минимальная глубина – 20 метров) на
скорости 25 узлов.
Командиром Евгений Александрович был
строгим, но в то же время ценил инициативу и самостоятельность командиров
кораблей и офицеров штаба. Стоять ходовую вахту при нем надо было бдительно. Он
вроде бы беседует с командиром и не обращает внимание на переговоры, которые
ведет вахтенный офицер с постами, но постоянно в курсе всего происходящего.
Если корабль «вываливался» из назначенной позиции, а вахтенный офицер не реагировал,
или недостаточно энергично действовал, спрос был строгим и моментальным.
Управление кораблями Скворцов знал в
совершенстве, до тонкостей. Любое неправильное действие, не так поданная
команда вызывали раздражение. Командные слова, правила использования средств
управления машинами и рулем требовалось знать не просто наизусть, а до мелочей.
В то же время при использовании засекреченной связи Скворцов не любил
пользоваться условными сигналами. Он говорил: «Зачем мне ЗАС, если я должен еще
и его засекречивать?». На учениях он командовал иногда просто и понятно, типа:
«Тимошенко», слева забегай!».
Штаб 170 бригады при Скворцове занимался в
основном освоением «Киева», создавал авианосную тактику. Надо сказать, что
управление авианосным соединением имеет много особенностей, в том числе и нигде
не описанных. Скворцов их знал и умел использовать. При этом он не только
грамотно командовал кораблями, но и умел всегда находить компромисс с
авиационным начальством, которое, особенно на первых порах, не всегда умело
правильно взаимодействовать с авианесущими кораблями. Более того, часто Евгений
Александрович мог насоветовать «летунам» более эффективное решение по
использованию самолетов и вертолетов, чем то, которое планировали авиаторы.
Под управлением Скворцова штаб 170 бригады
не только освоил «Киев», но и разработал для авианосных крейсеров целый ряд
документов по их боевому применению, боевой подготовке, всем видам обеспечения.
При нем вышел целый ряд новых руководящих тактических документов ВМФ, которые
были основаны на опыте, добытом 170 бригадой. При Скворцове эскадрой было
проведено уникальное учение в присутствии главкома С.Г. Горшкова по проводке
конвоя, когда охранение осуществляли атомные подводные лодки и «Киев» (1978 или
79 год).
Штаб 170 бригады был малочисленным, почти
по штату еще 170 бригады эсминцев, поэтому дополнительные обязанности
распределялись вне зависимости от специальности. После того, как «Киев» сорвало
с бочки, из Москвы поступила команда рассчитать требуемый калибр бриделя.
Наряду с кораблем, задачу Скворцов поставил флагманскому специалисту РТС
Федорцову. Отнекиваться от подобных приказаний в штабе 170 брплк было не
принято. Наверное, поэтому Скворцов создал универсальный штаб, способный решать
любые задачи – ударные, противолодочные, управление любыми разнородными силами,
вплоть до гражданских транспортов.
Евгений Александрович был страстным
грибником. В губе Средняя у него было свое нахоженное место. В бригаде был
катер «ярославец» РК-662, командиром был мичман Иван Стебло. Катер по
наплаванности можно было сравнить с авианосцем, поскольку перемещение офицеров
штабов бригады и эскадры с «Киева» и обратно происходило постоянно. А летом
катер каждый выходной ходил к «делянке Скворцова» с грибниками. Однажды на пятиминутке
Евгений Александрович выдал такую команду: «Тут эти мудаки в эскадре нам выход
в море на пятницу запланировали. Ну, мы сейчас быстренько-быстренько примем
решение, потом быстренько-быстренько пообедаем, потом быстренько-быстренько
поспим, затем быстренько-быстренько сбегаем в море. Но чтобы в субботу быть в
базе! Стебло! Готовь катер! Штурману подать заявку на переход и составить
список на грибы. Флагманского РТС не брать – не умеет вести себя в тундре».
Дело в том, что перед этим грибники без Скворцова ходили на западный берег
Кольского залива, флаг-РТС развел костер, после чего аварийным группам с
кораблей эскадры пришлось огнетушителями тушить тундру.
С бригады Скворцов был назначен сразу в
Управление боевой подготовки ВМФ, начальником отдела подготовки надводных
кораблей – это говорит о многом.
ХОХЛОВ Яков Викторович (зам. нач. отдела оперативной и
боевой подготовки штаба 7 ОпЭск)
|