КОРОТКО О СЕБЕ
Уважаемые
посетители сайта и сослуживцы по Северному флоту и 7 оперативной эскадре. Разрешите представиться. Я Белов Геннадий Петрович, родился в
г.Ленинграде 11 мая 1937 года и увидел в детстве голод, холод, ужасы и страх
войны и людское участие. Закончил 211школу
– бывшую Алексадринскую гимназию в 1954 году.
В 1959 году закончил Высшее Военно-Морское Инженерное Радиотехническое
училище с дипломом – инженер радиотехнических средств флота и по собственному
желанию получил назначение на Северный флот. На флоте служил в должности
начальника радиотехнической службы в течение 13 лет с 1959 по1972 годы на
эсминцах «Находчивый», «Настойчивый», «Скромный», «Огненный» и большом
противолодочном корабле «Севстополь».
Служил на флоте под началом 9
командиров кораблей, 10 комбригов и 3 командиров 7 эскадры. Прошел шесть боевых служб. С эскадрой у меня связано 8 лет службы. В 1972 году начал службу в 5 Отделе штаба
Северного флота в должности руководителя группы боевой подготовки надводных
кораблей, курируя 7 оперативную эскадру. В
1977 году закончил службу на Северном флоте и перешел служить в 14 Институт
Радиоэлектроники ВМФ на должность старшего научного сотрудника. Затем, работая в Институте в должности
начальника лаборатории, руководил сопровождением проектирования надводных
кораблей в части радиоэлетронного вооружения во всех Проектно-конструкторских
бюро. Это были проекты кораблей
последних лет – 1155, 956, 1164, 1144.2, 1144.3, 1143.4, 1143.5. Лично сам сопровождал проектирование
авианесущих кораблей такр «Баку», «Адмирал Кузнецов» и участвовал в
государственных испытаниях бпк «Удалой» и такр «Баку». На испытаниях такр «Баку» провел один год,
начиная со швартовых и завершая государственными испытаниями, вначале как представитель
5 Управления ВМФ по радиоэлектронике корабля а затем в качестве члена
Государственной комиссии. Работая в
Институте стоял у истоков создания руководящих документов по БЧ-7, руководя
научно-исследовательской работой по их созданию. В
1988 году уволился в запас с должности заместителя начальника отдела в звании
капитана 1 ранга. Обстоятельства непредсказуемым образом
изменили мою жизнь в 1993 году. Мне
пришлось уехать на постоянное место жительства в Соединенные Штаты Америки,
чтобы соединиться с дочерью и внучкой, уехавшими пятью годами раньше. Живя в Америке я не остался равнодушным к
событиям в России. В феврале 1977 года в
газете Бостон Глоб была помещена очень большая статья о выведенных из действия
ядерных подводных лодках России, где указывалось, что только на Северном флоте
таких лодок было раскидано по всем губам 160 единиц. Я написал обращение в Конгресс США к сенатору
от штата Массачусеттс Эдварду Кеннеди о необходимости финансовой помощи России
с утилизацией подводных лодок. В 2003
году Сенат Америки выделил России средства на программу утилизации ядерных
подводных лодок. Не могу утверждать, что
мое обращение как-то повлияло на такое решение, но я не остался равнодушным к
этой проблеме.
В
2007 году, прочитав на сайте Военкомат.ру публикации о дедовщине в Армии и на
Флоте и, обнаружив абсолютное непонимание авторами причин этого явления, я
написал большую статью под названием «О дедовщине», которую разместил в
Интернете. В ней я дал анализ
возникновения и постепенного развития «годковщины» на флоте и причин этого
явления, как я их себе представлял. Еще
одним подтверждением моего неравнодушия к проблемам России является мое
литературное творчество – книги о флоте, написанные в Америке и изданные в
России в С.Петербурге. Мои усилия на
литературном поприще были оценены и в 2010 году я был принят в Союз Писателей
России.
Во
время службы на флоте я учился на Высших офицерских классах, на курсах в
Военно-морской академии, на кусах в Институте патентоведения а после увольнения
в запас на курсах английского языка и компрьютера в С.Петербурге. Приехав в Америку, закончил курсы Бизнес в
медицине, двухгодичный колледж, шесть лет учился в школе английского языка и 12
лет посещал еженедельные двухчасовые лекции по Американской литературе. Общий стаж учебы составляет 28 лет. Литературное творчество стало основным
занятием в моей жизни и я продолжаю работать над историей эскадры.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
К
написанию первой книги меня подвинули размышления о военных мемурах и
литературе о флоте. Самым определяющим в
военной службе и любой работе являются социальные отношения в коллективе, а
работа и служебные обязанности носят рутинный характер. Я увидел, что эта тема совершенно не раскрыта
в мемуарной литературы и решил написать книгу о службе на флоте так, как это
было на самом деле. Я решил назвать ее
«За кулисами флота». Это был мой первый
и очень удачный литературный опыт. Я написал о службе на флоте в 60-х и начале 70-х годов, о служебной атмосфере и событиях драматических и по флотски смешных, о людях. В книге я написал о том как складывались
непростые отношения с командованием корабля, какие возникали коллизии со своей
командой. Это то, о чем я ранее в
литературе о флоте не читал. Там есть
над чем посмеяться и поплакать.
Кроме того,
описывается дух кают компании корабля, взаимоотношения офицеров и быт молодых
офицеров. И в
этом новизна книги. Книга написана мной только по памяти, я редактировал ее около 40 раз и ее первая
часть была издана в С.Петербурге в 2004 году. Второе дополненное издание, включившее в себя первую книгу, объемом 422
страницы вышло в 2006 году. Третья
книга «Честь и Долг», изданная в С.Петербурге в 2009 году, повествует о двух выдающихся адмиралах
современного флота вице-адмирале Е.И.Волобуеве и контр-адмирале Е.А.Скворцове,
с которыми автора связывала длительная служба на Северном флоте а с
Е.И.Волобуевым плавание на двух боевых службах.
Я с искренним уважением отношусь к этим людям, отдававших службе самих
себя без остатка. Оба они являются
злотым фондом ВМФ. Книга далась довольно
тяжело по причине недостатка материалов, который был восполнен двумя
персональными интервью с Евгением Ивановичем, для чего я дважды приезжал в
Москву, а по Е.А.Скворцову помог его личный дневник и его супруга Алла
Константиновна. В этой же книга помещена
интересная глава «Экстремальный лексикон флота» - монологи выдающихся
начальников. В ней помещены высказывания
выдающихся начальников 7 оперативной эскадры на штабных оперативках, совещаниях
и разборах, записанные офицерами штаба.
Часть этих
материалов принадлежит лично мне, а часть заимствована из нелитературных
источников.
Насколько
известно автору подобные высказывания напечатаны в мемуарной литературе
впервые. В
декабре 2012 года вышла из печати моя четвертая книга в историко-литературном
жанре о 7 оперативной эскадре СФ «Атлантическая эскадра». Книга
посвящена историческим стобытиям становления и боевой деятельности эскадры от
начала ее образования и до последних дней службы в ВМФ. В ней
приведены статистических данные всех этапов ее боевой деятельности, описано
создание, строительство и освоение новейших кораблей и воспоминания офицеров и
адмиралов о ярких событиях службы на кораблях эскадры. Сложность работы
заключалась в том, что часть участников событий прошлых лет ушли из жизни и, к
сожалению, мало архивных материалов было доступно автору. Книга включает 13 глав, где автор дал
ретроспетиву боевой деятельности
эскадры, боевых служб и ее заслуг.
Заслуженное внимание уделено освоению авианесущих кораблей «Киев»,
«Адмирал Ушаков», «Адмирал Кузнецов» и атомным крейсерам «Киров», «Нахимов» и
«Петр Великий» а также боевой деятельности кораблей на боевой службе в
Атлантике и Средиземном море. В книге не
забыты командиры кораблей, бригад, дивизий и эскадры, беззаветно отдававших
свои силы и энергию Северному флоту. Надо
сказать что эта книга далась мне тяжело, не с точки зрения самого писательского
труда, сколько в трудности сбора материалов.
Немного о том как она создавалась. Когда я решил взяться за книгу о 7 эскадре то
выснилось, что в Мурманске и Североморске есть большая группа офицеров,
служивших на эскадре, которая тоже работала над книгой уже более года. Я изъявил желание присоединиться к их группе,
но мне было отказано. Передо мной встала
дилемма – начинать работу над книгой о эскадре или искать другие сюжеты для
творчества. Выбор был очень мучительным
поскольку в авторском коллективе у этой группы было более 12 человек. Я прикинул, что для сбора материалов и
написания книги потребуется не менее трех лет.
Если они выпустят книгу первыми, то мой труд будет напрасным и она уйдет
в корзину. Но я рискнул начать работу,
решив опередить их. Трудность работы заключалась в том, что я не мог
воспользоваться архивными материалами и мог
расчитывать только на опубликованные материалы и помощь людей – живых
свидетелей событий тех далеких лет.
Работы было очень много, а помощников не было. Бывали месяцы, когда я работал по 16 часов в
день, ложась спать не ранее 3- чсов ночи.
Из трех лет работы над книгой у меня был полугодичный период творческой
депресии, когда не поднималась рука что либо делать ввиду яростного отторжения
очень многих людей моей персоны из-за места моего проживани, и еще 7 месяцев заняла
подготовка книги к изданию и ее издание.
Таким образом, материалы для книги были собраны и она была написана за
два года. Мне пришлось контактировать по
интернету и по телефону из Америки с более чем 300 респондентами. Из них 160 человек в различной степени
откликнулись на мои просьбы и прислали воспоминания. Мне пришлось трижды прилетать в Россию в
Петербург и Москву для встречи с людьми, не для того чтобы расположить их к
себе, а увлечь идеей написания книги и таких встреч было более 50. Но было очень много людей, отказавшихся со
мной контактировать или давать материалы.
Все это шокировало меня и постоянно выбивало из рабочей колеи. Дело доходило до абсурда. В один из приездов в Петербург меня
пригласила ФСБ Петербурга на встречу.
Такая встреча состоялась, а причиной ее стал звонок или попросту донос
одного из сослуживцев по эскадре, что я пишу книгу о эскадре и могу раскрыть
там государственную тайну. Эта встреча
для меня ничем не закончилась и я убедил сотрудников этой службы в искренности
моих намерений. Имя этого человек мне известно, но его мотивы
мне непонятны. Кроме того, был ряд
людей, которые месяцами обещали материалы, а потом отказывали. А я им звонил, звонил, писал и
просил..... Но, к счастью, нашлось очень
много людей, кто искренне меня поддержал и поверил мне. Они прислали мне
интересные материалы воспоминаний, помогли уточнить статистику деятельности
кораблей эскадры и восстановить хронику событий на боевой службе, помогли мне
разобраться в вопросах, выходивших за рамки моей компетентности. В Предисловии книги я всех их упомянул и
высказал искренние слова благодарности.
В процессе работы мне пришла идея поместить в книгу фотографии всех
командиров кораблей, входивших когда либо в состав эскадры или привлекавшихся
на боевую службу в составе ОБК кораблей эскадры из 2 дивизии противолодочных
кораблей. Их набралось 350 человек. Некоторые уже ушли из жизни и мне приходилось
разыскивать их семьи, а некоторые уехали из России и живут уже за рубежом. В итоге мне удалось найти 250 фотографий
командиров. Работая над книгой, я вел по
интернету и по почте огромную перписку.
Мной было написано более 2000 страниц писем и обращений, сделано более
1500 звонков по телефону из Америки в Россию, Украину, Белоруссию,
Эстонию. Список использованной
литературы насчитывает 110 источников, но на самом деле их было граздо больше. Объем материалов, из которых я получал
информацию и интересующие меня факты, составил более 4000 страниц и материалы
собирались буквально по крупицам. Чтобы
исключить возможные ошибки, мне приходилось сопоставлять статистические данные,
анализируя несколько источников. Кроме
того, книга потребовала больших материальных затрат, которые составили более
полумиллиона рублей вместе со стоимостью издания. В заключение я хочу еще раз поблагодарить
всех, кто помог мне в сборе материлов для книги, кто откликался на каждый мой
запрос и поверил мне. Кроме того я
благодарен всем, кто отказался со мной работать и контактировать и всем, кто
предал меня анафеме и у которых я получал яростное отторжение своей персоны
только по причине моего проживания в Америке. Спасибо вам всем. Это был для меня мощнейший стимул в работе,
чтобы довести начатое дело до конца несмотря на отторжение и
сопротивление. И без вас тоже эта книга
не вышла бы в свет. В процессе работы
мне пришлось сделать некоторые обобщения и социальный анализ событий на
кораблях эскдры и выяснить истинную причину упадка дисциплины и содержания
авианесущих кораблей и войти в сферу своей некомпетентности. На мою
просьбу о помощи откликнулся профессор кафедры социологии и истории государства
одного из Российских университетов и подтвердил правильность моих
социологических посылок и выводов. По
мере написания материала я посылал его на рецензию адмиралам и офицерам, чтобы
не допустить неточностей и искажений. Безусловно
в книге могут быть ошибки при таком обилии материала, но учитывая что уже до
выхода к ней проявляли интерес многие офицеры я полагаю, что она будет
востребована и возможно предстоит ее переиздание. Поэтому, буду признателен всем, кто пришлет
мне новые материалы или сделает поправки, чтобы уточнить истинную картину
событий и участвующих. И еще одним
важным результатом работы над книгой явилось, то что я собрал уникальную базу
данных о командирах кораблей.
|